вторник, 17 апреля 2012 г.

БЕЛТАН (Вальпургиева ночь) 30 апреля - ночь на 1 мая


     В Европе в древности, 30 апреля, зажигались огни, известные под названием огней Белтана. Их зажжение сопровождалось пышной церемонией и в некоторых местах этот обычай просуществовал до конца 18 века. 

     Из друидических праздников, пожалуй, наиболее значительным является праздник Белтана, или Майский день, который сопровождается пышной обрядовостью. Как и другие публичные жреческие культы, праздник Белтана, справлялся на холмах и возвышенностях. Для того, чьим храмом была вся вселенная, считалось унизительным поселиться в доме, построенным человеческими руками. Поэтому праздник проводился на открытом воздухе, на вершинах холмов, на фоне величественных пейзажей, в непосредственной близости от источника тепла и покоя. До 18 века отмечался этот праздник публично и повсеместно, однако позже жители каждой деревушки и города начали самостоятельно отправлять этот ритуал на какой-либо возвышенности, вокруг которой пасся скот. Утром туда направлялась молодежь и вырывала канаву, рядом с которой устраивалось сидение из дерна. В середине канавы складывали хворост или другое топливо; в старину его поджигали огнем, добытым с помощью трения. И хотя уже много лет люди довольствуются обычным огнем, в этом исключительном случае огонь добывали трением. За ночь до праздника Белтана тушили все без исключения огни в округе и на следующее утро готовили топливо для священного огня. 

     Сегодня друиды также добывают огонь трением. Делается это так. Добывается хорошо просушенная дубовая доска, посередине которой сверлится отверстие. Затем берут сделанное из того же дерева сверло, конец которого прилаживают к отверстию. В некоторых местах три раза повернуть сверло должны были три человека, в других для того, чтобы повернуть его три раза, требовалось девять человек. Если кто-нибудь из них был повинен в убийстве, краже или в каком-нибудь другом тяжком преступлении, считалось, что огонь не загорится или не будет обладать должными свойствами. Сегодня друиды так же сохранили обычай и разжигается огонь тремя жрецами. В этом году огонь будет добываться таким образом для магических салонов "Калиостро" и "Академия Калиостро". Сильнейшие маги города Владивостока будут добывать огонь древним способом и затем этот огонь будет принесен в помещения. 

     Как только от сильного трения появляется огонь, к нему подносят растущий на березах легко воспламеняющийся пластинчатый гриб. Предполагается, что огонь этот послан с неба, вследствие чего ему приписываются разного рода полезные свойства. Он предохраняет от козней врагов, служит наилучшим средством против злокачественных заболеваний как у людей, так и у скота, с его помощью можно обезвредить самый сильнодействующий яд. 

     Разложив с помощью добытого трением огня костер, участники обряда готовят на нем себе пищу. Покончив с едой, развлекаются вокруг костра пением и танцами. Под конец жрец, назначенный на пиру распорядителем, достает большой пирог с зазубренными краями, испеченный из яиц и называемый пирогом Белтана. Его разрезают на куски и раздают присутствующим. Один из кусков - особый, потому того, кому он достается, называют "белтановым чертом". Быть чертом считается позором, потому когда кто-то берет такой кусок в руки, присутствующие набрасываются на него и делают вид, будто хотят швырнуть его в огонь, но тут вмешиваются остальные и спасают беднягу. Согласно некоторых традиций этого человека могут положить на землю, как бы собираясь его четвертовать, после чего забрасывают яичной скорлупой. Обидное прозвище остается за таким человеком на весь год. Некоторые ученые, изучая такие обряды, утверждают, что это якобы отголоски приношения человеческих жертв. В древности, по их мнению, человека, вытащившего меченный кусок, приносили в жертву, либо бросая в костер, либо четвертуя. 

     В графстве Перт, огни Белтана пользовались популярностью до 19 века. В канун первого мая, который в этой местности называется Бальтейн, все местные мальчишки собирались в болотистой местности. На зеленом дерне устраивалась площадка круглой формы. Площадка окружалась земляной траншеей, которая должна вместить всех присутствующих. Разложив костер, готовили кушанье из яиц и молока, по своему составу напоминающее сладкий крем. Тесто из муки подрумянивали на углях, так что получается пирог. После того как крем съеден, пирог делили на такое число частей, сколько присутствовало людей. Причем резали так, чтобы все куски были одинаковой величины. Один из таких кусков обмазывали древесным углем до полной черноты. Затем разрезанный на куски пирог клали в колпак и каждый с закрытыми глазами вытаскивал свою порцию. Последний кусок доставался человеку, который держал колпак. Вытащивший черный кусок считался "посвященным" и должен был быть принесен в жертву Баалу. Благосклонности Баала старались добиться потому, что от него зависит, будет ли год урожайным. Посвященный трижды перепрыгивал через пламя костра и на этом обрядовая часть праздника заканчивалась. 

     В некоторых местах пастухи справляют Белтан и по сей день. Они выкапывают в земле квадратную яму, в середине которой оставляют дерн, и на нем раскладывают костер. На костре изготавливают из яиц, масла, овсяной муки и молока горячий пряный напиток, куда добавляют еще пиво. Каждый из участников церемонии приносит с собой что-нибудь из съестного. Обряд начинается с того, что часть этого напитка выливается на землю в виде возлияния. Затем каждый берет овсяную лепешку, на которой имеется девять наростов, посвященных каждому существу, призванному охранять овец и рогатый скот, или же какому-нибудь зверю, представляющему опасность для стада. Каждый пастух, повернувшись лицом к огню, отламывает нарост от своей лепешки и перебрасывает его через плечо со словами: "Это я даю тебе, сохрани моих лошадей; это тебе - сохрани моих овец" и т.д. Затем то же самое повторяется в отношении вредных животных: "Это я даю тебе, лиса, пощади моих ягнят; это - тебе, серый ворон, а это - тебе, орел". По окончании обряда участники пьют тот же пряный горячий напиток, а по окончании пиршества двое выборных людей прячут остатки пищи. 

     В других странах на Белтан зажигается куча хвороста и пастухи в пляске трижды обходят горящий костер. Затем одни ворошат костер, а другие поднимают на вилы или багры пучки горящей соломы и, держа вилы как можно выше, бегают по поляне взад-вперед. Остальные пробегают через дым. Когда костер прогорает, золу разбрасывают по полю и прогоняют через пепел и золу скот. Делается это для предохранения скота от ящура. Каждый захватывает головешку от огня с собой с тем, чтобы разжечь от нее свой домашний очаг. 

     Сегодня не везде огонь добывают с помощью трения деревянной доски, во многих местах огонь добывают при помощи кремня. Это тоже магическая процедура. Кстати, по тому, в какую сторону сдувается огонь, отпределяется, будет ли год урожайным. 

     С магической точки зрения Белтан отмечает собой начало самого большего энергетического прилива, который достигает своей наивысшей точки в период летнего солнцестояния. 30 апреля все движения в природе наиболее активны, все формы максимально проявлены. Просыпаются дремавшие в человеке древние энергии и способности. Всплеск интуиции, всплеск способностей ясновидения, всплеск пророческих возможностей, всплеск сил у предсказателей, магов, оккультистов.


Нравится

Комментариев нет:

Отправить комментарий